Чтв. 19.09.2024

Торжественный запуск фуникулера состоялся в Нижегородском кремле 

16 сентября 2024

15 сентября 2024 года в Нижегородском кремле состоялся торжественный запуск фуникулера. 

В церемонии приняли участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" Анна Громова, сенатор Российской Федерации Ольга Щетинина. Чин освящения фуникулера провел Благочинный Нижегородского округа, настоятель храмов Нижегородского кремля, иерей Андрей Бандин. 

Предыдущий кремлевский элеватор был построен к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. К XXI веку от него остались лишь руины стен и частично засыпанный тоннель. 
Действующий фуникулер был воссоздан на основе исторических документов и фотографий. Он состоит из трех взаимосвязанных между собой объектов: нижней и верхней станций, а также трассы. Расположение верхней станции во многом определил сохранившийся фундамент водонапорной башни исторического фуникулера. Фундамент был обнаружен на стадии археологических работ. Посетители могут увидеть его через витражное остекление в плоскости пола первого этажа.

Фуникулер будет работать круглогодично. Его пропускная способность в одном направлении – 120 человек в час. Вместимость вагона – до 40 человек. Стоимость – 200 рублей в одну сторону, также предусмотрены льготы отдельным категориям граждан (информация о возможности приобретения льготного билета будет предоставлена в кассах нижней и верхней станции фуникулера при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу. – прим.), в будущем в тарифной сетке возможны изменения. 

Историческая справка

Кремлевский элеватор был построен в 1896 году "Финляндской компанией легкого пароходства" петербургского предпринимателя Р. К. фон Гартмана к Всероссийской промышленной и художественной выставке. 16 мая 1895 года Городской думой Нижнего Новгорода с фирмой был подписан "Основной городской трамвайный договор", а 21 июня 1896 года было пущено пробное движение по обеим линиям электрического трамвая и фуникулера.
Фуникулер работал за счет силы тяжести. В каждом вагоне были установлены емкости для воды. Бак вагона, находящегося на верхней станции наполняли водой, одновременно опорожняя бак вагона, стоящего на нижней станции. Верхний вагон становился тяжелее и под силой тяжести  при помощи переброшенного через блоки каната поднимал нижний вагон. Большая часть линии фуникулера — однопутная, для расхождения вагонов на середине трассы устроен разъезд. Безопасность движения обеспечивала система тормозов, как ручных, так и автоматических.
Станции кремлевского элеватора располагались по разные стороны кремлевской стены. Часть пути вагон фуникулера следовал по подземному тоннелю, проложенному под стеной. Фуникулеры были частью трамвайного сообщения.
После революции 1917 года в 1918 году движение Кремлевского фуникулёра прекратилось, как и движение трамваев. Возобновлена работа была с 1923 по 1926 гг. К тому времени были проложены трамвайные пути вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы, которые соединили разрозненные линии. По этой причине необходимость в фуникулере отпала, и он был закрыт.

Информация по объекту
Сам фуникулер состоит из 3 взаимосвязанных между собой объектов: 2 станций (нижняя и верхняя) и трассы. Трасса – самый сложный объект, ее протяженность – более 130 м. Она включает в себя открытую (рамповую) часть и тоннель, расположенный на месте старого тоннеля, проходящий под Кремлевской стеной. Тоннель нижегородского фуникулера – шире тоннеля московского метро. Глубина заложения лотка закрытой тоннельной закрытой части относительно планировочных отметок земли составляет от 6,1 метров и до 13,9 метров, открытой части – от 2,8 метров до 11,4 метров. Восстановлен исторический мостик с кладкой стен историческим кирпичом, проведена чистка сохранившихся исторических стен старого фуникулера.
Обе станции – двухэтажные, с одним подземным этажом (площадь нижней – 391,3 кв. м., верхней – 846,8 кв.м. – прим.). Расположение верхней станции во многом определил сохранившийся фундамент водонапорной башни исторического фуникулера. Посетители могут увидеть его через витражное остекление в плоскости пола первого этажа. Архитектурный облик нижней станции основан на фотографиях и чертежах утраченной исторической постройки на этом месте. 

Информация по инженерным работам

В ходе строительства фуникулера были выполнены следующие работы по инженерной защите склона и стен Кремля:

  • противоэрозионная защита склона на участке 400 кв.м;
  • укреплен склон при помощи 364 свай и 7 подпорных стен;
  • укреплена стена Кремля между Северной и Часовой башнями при помощи 8150 инъекций;
  • забетонированы 93 сваи под укрепление фундамента кремлевской стены и башен в зоне строительства фуникулера.

Работы выполнены в достаточном объеме в соответствии с разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектной документацией. Многие работы строители делали вручную. Использовать тяжелую технику на склоне нельзя.

По информации пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области
Фото: Никита Духник

Все фотографии
16 сентября 2024
Разместить бесплатное объявление

Разместить бесплатное объявление